Трансляция культурного опыта и межпоколенные отношения

   Американский антрополог Маргарет Мид обратила внимание на очень важный аспект передачи культурного наследия – отношения между поколениями. Она отметила, что культуры различаются  преобладанием определенного типа межпоколенной коммуникации. Доминировать может передача культурного опыта от старшего поколения младшему. Но возможны и другие виды трансляции – от сверстников к сверстникам или даже от младшего поколения – старшему. Преобладающий тип межпоколенной  трансляции культуры определяется социальными условиями.
   М.Мид выделила три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный.

   Постфигуративный тип преобладает в человеческой истории. Он выглядит наиболее "естественным" и подразумевает передачу культурного опыта от старшего поколения младшему. Очевидно,  что полное господство этого типа культуры возможно в тех обществах, где социальные и культурные изменения происходят медленно, и новым поколениям предстоит жить в тех же условиях, что их родителям и дедам. Младшее поколение занимает подчиненное положение, не располагая  необходимым опытом, оно полностью зависит от опыта старших.
   Кофигуративный тип  культуры  подразумевает  обучение  не  только  у старших, но и у сверстников. Кофигуративный тип не отменяет постфигуративного, но дополняет его. М. Мид пишет:
   "Кофигурация,  начинается  там,  где  наступает  кризис  постфигуративной  системы. Этот кризис может возникнуть разными путями: как следствие катастрофы, уничтожающей почти все население, но в особенности старших, играющих самую существенную роль в руководстве  данным  обществом;  в  результате  развития  новых  форм  техники,  неизвестных старшим; вслед за переселением в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и чужаками; в итоге завоевания, когда покоренное население вынуждено усваивать язык и нравы завоевателей; в результате обращения в новую веру, когда  новообращенные взрослые пытаются воспитать своих детей в духе новых идеалов, не осознанных ими ни в детском, ни в юношеском возрасте, или же в итоге мер, сознательно осуществленных какойнибудь революцией, утверждающей себя введением новых и иных стилей жизни для молодежи…" (Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между по колениями// В кн. Левикова С.В. Молодежная субкультура. М., 2004. С. 487).

   Таким образом, кофигуративная культура возникает тогда, когда младшее поколение оказывается  перед необходимостью приспособления к социокультурным условиям, с которыми не сталкивалось  старшее поколение, и его опыт не может быть использован. Обмен культурным опытом происходит в этом случае в среде сверстников. Кофигурация может сопровождаться "конфликтом поколений" – столкновением  ценностных и нормативных образцов, присущих разным поколениям. Однако кофигурация никогда не может полностью вытеснить постфигуративный тип, так как при любой степени изменчивости социальной среды какие-то элементы преемственности сохраняются – иначе общество не могло бы существовать во времени.
   Префигуративный тип  культуры  подразумевает  передачу  культурного опыта от младшего поколения старшему. Этот тип межпоколенной коммуникации возникает в современном обществе и является результатом необычайно быстрого темпа социальных изменений. Простейший пример такой "перевернутой" коммуникации – освоение компьютера в одной семье.  Сплошь и рядом бывает так, что "дети" гораздо быстрее осваивают новую технику, чем их родители, и родители учатся у своих детей. Старшее поколение вынуждено учиться у младшего, если темп изменений настолько высок, что опыт, усвоенный старшим поколением в молодости, перестает "работать" еще тогда, когда это поколение  не вышло из активного возраста. В этом случае обмен опытом происходит не только среди людей, принадлежащих к одному поколению, но и в форме ориентации на опыт младшего поколения.