Формы проявления индивидуальности и культура

   Личность существует как неразрывное единство двух аспектов – социального и индивидуального. Каждый человек и носитель социально-типических черт, и – неповторимая индивидуальность. Следует отметить, что социология изучает личность, главным образом, в ее социальном аспекте – как "совокупность общественных отношений" или как функцию  исполняемых социальных ролей. Социальный и индивидуальный аспекты личности формируются в тесном взаимодействии. Индивидуальные особенности формируются на социальном фундаменте, хотя какие-то  аспекты нашей индивидуальности, несомненно, имеют биологическое происхождение это врожденные особенности физической и психической организации. Различные способности и таланты, некоторые болезни, тип темперамента определяются наследственностью и влияют на особенности личности. Но индивидуальность человека не сводится только к наличию (или отсутствию) особых способностей и темпераменту, она гораздо богаче. Индивидуальность представляет собой результат уникальной биографической  ситуации  каждого   индивида,  уникального  сочетания  усвоенного культурного наследия с собственным жизненным опытом.
   Между "степенью развитости" индивидуальности и социально-культурным контекстом существует определенная связь. Для формирования неповторимой  индивидуальности  большое  значение,  как  мы  уже  отметили, имеет специфика биографической ситуации и индивидуального опыта. Но чем проще структура общества и чем более ярко выражено его культурное единство, тем меньше выражены  значимые различия биографий разных людей. Все ведут примерно один и тот же образ жизни, занимаются одними и теми же видами  деятельности  и  следуют  общим  ценностям  (такое  общество,  согласно Дюркгейму, характеризуется "механической солидарностью", достигаемой, во многом, за счет подобия членов общества друг другу). В подобных обществах специфика индивидуальности не слишком отчетливо выражена.  Хотя, естественно, и не отсутствует полностью. Для того, чтобы возникла ярко выраженная индивидуальная специфика мышления и поведения, необходимы определенные социально-культурные  условия –  возможность  выбора различных путей для проявления  собственных  способностей, культурное многообразие, некоторая степень  свободы от  влияния сообщества, к  которому человек принадлежит. Глубокая социальная и  культурная дифференциация создаёт предпосылки для проявления различных способностей личности и тем самым способствует появлению многообразных форм проявления индивидуальности. Ослабление социальных связей, "атомизация" общества также способствует повышению значимости индивидуального начала.
   Формы проявления индивидуальности, предусмотренные культурой и типичные для большинства  членов общества, Г.Г. Дилигенский назвал " интракультурными"  или  "конформными" (Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996. С.129).   "Интракультурная"  индивидуальность предусматривает возможность "проявить себя", не выходя за рамки допустимого и традиционного, но, напротив, укрепляя и утверждая значимость устоявшейся традиции.  Можно быть "воином" – и "доблестным воином". "Доблестных воинов" всегда меньше, чем обыкновенных.  Быть "доблестным воином" труднее и почетнее. Человек, реализуя себя в подобном качестве, и утверждает свою индивидуальность, свое отличие от других, и, в то же время, не выходит за рамки привычного. Любая культура предполагает более или менее широкий набор типичных форм, определяющих пути индивидуальной  реализации способностей и возможностей человека. Чем сложнее структура общества и его культура, тем больше форм интракультурной индивидуальности она предполагает. В современном обществе человек может реализовать себя в самых разных качествах: он может представать в "ипостасях" спортсмена, ученого, менеджера, студента, хиппи, спортивного фаната, борца за права человека и т.д. Существуют и достаточно устойчивые формы "негативного", "деструктивного" проявления индивидуальности, связанные, прежде всего, с преступностью. Формы "преступной" индивидуальности тоже весьма разнообразны (особенно в современных обществах): от примитивного и старого, как мир, воровства чужого имущества – до преступности в сфере высоких технологий. Несмотря на свою "неправильность", преступное поведение – рассматривается  нами как форма "интракультурной" индивидуальности, поскольку не создает нового. "Преступный мир"  достаточно стабилен, имеет свои устоявшийся образцы поведения, реализуя которые, индивид следует проторенными путями.
   Наряду с "интракультурной" индивидуальностью Дилигенский выделяет также "метакультурную" (Дилигенский Г.Г. Указ.Соч. С. 130.). Метакультурная индивидуальность проявляет себя, выходя  частично  за  пределы  существующих  норм  и  обычаев  (характерным примером подобного типа индивидуальности, является, по  мнению Дилигенского, герой греческих мифов "хитроумный Одиссей"). Благодаря метакультурной индивидуальности, общество имеет возможность приспосабливаться к меняющимся условиям, обновляться.  Значение метакультурной индивидуальности возрастает в кризисные, переходные эпохи, когда люди нуждаются в новых ориентирах.
   Интракультурная индивидуальность всегда преобладает в обществе. Метакультурная представляет собой исключение из правил. Её специфика заключается в способности "отстраниться" от принятых культурных образцов и создать что-то новое. Это сложная задача, особенно в обществах, где культурная традиция имеет непререкаемый авторитет, а ценности и нормы отличаются гомогенностью. Однако в современных обществах ситуация существенно изменилась – особенно во второй половине ХХ века.

   На протяжении большей части человеческой истории форма проявления индивидуальности определялась местом, которое человек занимал в социальной структуре. В современных обществах  (особенно при переходе их к этапу "поздней современности" или "постсовременности") человек уже не может надеяться на то, что обретенный им статус, занятая "социальная ниша" не будут им утрачены. На протяжении своей жизни человек нередко меняет и место жительства, и место работы, и профессию, и семью, и друзей. Его индивидуальность (как и его идентичность) всё меньше зависит от потерявших  устойчивость социальных характеристик. Человек "поневоле" превращается в индивидуалиста,  перестающего видеть смысл жизни в реализации социальных "программ" поведения. Зигмунт Бауман видел специфику обществ позднего модерна в том, что это – "индивидуализированные общества" (См. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 1998.).

   В подобном обществе возрастает значение культурных факторов, влияющих на индивидуальность. Человек начинает "искать себя" вне сферы устойчивых социальных практик, в сфере значений и образов, различных форм творчества. Нетрадиционные религиозные верования; различные субкультурные сообщества; иллюзорный мир массовой культуры, порождающий недолговечные "образцы для подражания"; различные формы потребления; развлечения;  различные "хобби" становятся новыми формами проявления индивидуальности. С "индивидуальностью" происходит то же самое, что и идентичностью – из социальной "данности" она превращается в "задачу". Человек должен сам найти форму для индивидуального самовыражения. Неслучайно в современной психологии и педагогике уделяется  много внимания понятию "самореализация". Потребность в "самореализации" признается важнейшей человеческой потребностью. "Самореализация" превращается в проблему, так как не каждый человек способен самостоятельно определить, что именно для него означает "реализовать себя". Но поскольку общество и крайне многообразная культура современных обществ не предлагают готовых ответов, человек оказывается в затруднении. Общества "поздней современности" превращают в "норму" тот тип индивидуальности, который всегда был исключением – "метакультурную" индивидуальность. Но стать такой индивидуальностью под силу не каждому.
   Дилигенский справедливо отмечает, что современная индивидуализация сплошь и рядом проявляется негативно – "как растущее одиночество, социальная дезориентация". К негативным проявлениям индивидуализации можно добавить "кризис идентичности", утрату смысла жизни, попытки "сбежать" от проблем, употребляя наркотики и т.д. Однако современная индивидуализация, освобождая человека, предоставляет небывалые возможности для культурного творчества. Она превращает человека  в субъект  культуры, который должен не только воспринимать созданные до него идеи и образцы, но и переосмысливать их, создавать нечто свое – хотя бы в масштабах собственной индивидуальной судьбы.