Культурные аспекты глобализации

   Процесс глобализации имеет важнейшие культурные последствия для человечества. Впервые в истории создается действительно глобальная культура, хотя процесс этот далек от завершения и вызывает неоднозначные, противоречивые оценки. Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассматривают как глобальную "вестернизацию", а точнее – "американизацию" других культур. Под "американизацией" понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых элементов американского образа жизни. Особенно "достаётся" от критиков глобализма и американского влияния кока-коле, ресторанам быстрого питания "McDonald's" и американским боевикам. Все это "подрывает традиционный образ жизни", разрушает "культурную идентичность", способствует "культурной унификации" и т.д. Подобные упреки в адрес культурного глобализма базируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность культурной глобализации лишь к этому было бы значительным упрощением. Даже пресловутое американское воздействие вовсе не исчерпывается кока-колой, джинсами и сериалами. По меньшей мере, это воздействие подразумевает также и распространение компьютеров, мобильных телефонов и других важных и полезных изобретений, предоставляющих людям множество новых возможностей. 
  

Культурная глобализация

– сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация ("макдональдизация", "кока-коланизация") Западом или США остального мира. Это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций – в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также – в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры. 
    Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. "Носителем" и "творцом" формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество.