Сущность глобализации

   Один из ведущих современных теоретиков Энтони Гидденс определяет глобализацию достаточно просто – как усиливающуюся взаимозависимость обществ, составляющих современную человеческую цивилизацию.

Глобализация

воздействует сегодня на все аспекты социальной и культурной жизни, меняет сложившиеся представления и ценности, разрушает привычный уклад жизни, втягивает представителей разных культур в постоянный диалог, размывает границы между национальными экономиками, государствами и культурными мирами, а с другой стороны, способствует проведению новых границ. Глобализация качественно меняет характер социальной жизни, придавая ей невиданный ранее масштаб и сложность. 
   На протяжении большей части человеческой истории общества существовали более или менее обособлено. Однако тенденция к преодолению замкнутости тоже проявилась достаточно давно. Объединение племен, формирование древних государств, торговый обмен все это можно рассматривать, как шаги преодоления родовой, племенной, этнической обособленности. 
   В качестве наиболее наглядного примера преодоления обособленного существования разных народов можно рассматривать древние и средневековые империи. Однако любая, самая обширная империя прошлого не охватывала всего обитаемого человеком пространства, и единство таких империй было в значительной степени условным. Взаимодействию между регионами препятствовало слабое развитие средств коммуникации, транспорта и связи. Кроме того, при доминировании натурального хозяйства, фактически, каждый населенный пункт представлял собой самодостаточную экономическую единицу. 
   Распространение мировых религий, прежде всего христианства и ислама, представляло собой важный шаг на пути преодоления племенной и этнической замкнутости. Оно привело к формированию определенной культурной общности народов, исповедующих эти религии. 
   Ни политический, ни религиозный факторы не привели к возникновению "единого мира", "единой цивилизации". Реальная база для этого была заложена развитием экономики и технологии. 
   Путь к современной глобальной экономике со всеми её достоинствами и недостатками, начался в эпоху Великих географических открытий. Европейская колонизация, последовавшая за этими открытиями, положила конец самодостаточному существованию многих обществ Азии, Африки и Латинской Америки. Дешевые, фактически, "даровые" ресурсы и сырье, дешевая рабочая сила, новые товары, позже – рынок сбыта для европейской продукции: всё это было огромной ценностью для развивающихся европейских экономик. Прорыв к индустриальному обществу, по мнению некоторых исследователей (в частности, И. Валлерстайна) был совершен в значительной степени благодаря использованию ресурсов "незападных" обществ. Становление индустриального общества окончательно закрепило западное экономическое и политическое доминирование в мире. Колониальная политика западных держав привела к вовлечению неевропейских обществ в систему международных экономических связей и политических отношений. Многие общества, ставшие объектами колониальной экспансии, не имели собственных государственных структур. Эти структуры были созданы европейцами, что привело позже к множеству территориальных и этнических конфликтов, например, в Африке.
   Колониальная экспансия влекла за собой не только включение колоний в формирующуюся международную экономическую систему ("капиталистический мир-экономику", в терминологии И. Валлерстайна), но и распространение достижений европейской культуры и цивилизации среди части колонизированного населения. С колониализма начался процесс модернизации в обществах, ставших объектами колонизации. 
   Колониализм, несмотря на многочисленные отрицательные последствия, которые сказываются до сих пор, создал экономические и культурные предпосылки для формирования единой человеческой цивилизации. Правда, в основе единства лежит не гармония интересов и целей, а взаимозависимость (вспомним определение Э. Гидденса), которая не исключает, а часто и подразумевает противоречия и конфликты.