Деятельность научной интеллигенции

   Деятельность научной интеллигенции связана с реализацией прагматических целей. Но при этом сам научный поиск нередко воспринимается представителями данной группы как самоцель. Создателей атомной бомбы интересовали в первую очередь не практические последствия их изобретения, а новые знания и возможность найти решение интересной технической проблемы. Представители научной интеллигенции, как правило, интегрированы в сложившуюся социальную структуру и решают конкретные задачи: совершенствуют организацию труда, повышают эффективность вакцины от гриппа, увеличивают точность наведения новых крылатых ракет и т.д.

Научная интеллигенция

, в целом, не заинтересована в социальных и культурных изменениях, хотя своей профессиональной деятельностью может способствовать этим изменениям. К этой же группе интеллигенции относятся и представители общественных наук, если их интересы лежат в сфере научного поиска и решения конкретных задач. Однако, если представитель

научной интеллигенции

вдруг займется решением мировоззренческих проблем и обратится к достаточно широкой аудитории, то он, условно говоря, "превратится" в представителя интеллигенции гуманитарной. Естественно, что различие между научной и гуманитарной интеллигенцией – типологическое, и вовсе не подразумевает наличия непроходимой границы между этими "подгруппами" интеллектуалов. 
    Гуманитарная интеллигенция существует для производства и распространения идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями. Она комментирует и критикует сложившийся социальный порядок, публично обсуждает нравственные, моральные, мировоззренческие проблемы. (Следует отметить, что во многом благодаря деятельности гуманитарной интеллигенции осознается само наличие подобных проблем). При этом её "критицизм" нередко вызывает раздражение и со стороны массовой аудитории, и со стороны представителей "истеблишмента", а также среди представителей мира официальной науки. Можно сослаться на таких известных исследователей, как А. Гелен, Д. Белл, Й. Шумпетер, Х. Шельски. Эти авторы подвергли современную интеллигенцию критике, получившую широкий резонанс в западной науке. Блестящий анализ особенностей социального положения и типа мышления российской интеллигенции как основной "движущей силы" отечественного революционного движения дал Н.А. Бердяев в работе "Истоки и смысл русского коммунизма". 
   Социальное положение гуманитарной интеллигенции делает её отчасти независимой, автономной по отношении к сложившемуся социальному устройству. Её функция – говорить и мыслить, а не производить и управлять. "Культурный капитал", которым она обладает, позволяет ей считать себя способной выносить квалифицированные суждения. Позиция независимого "наблюдателя", не включенного непосредственно в практическую деятельность, дает возможность интеллигенции "экспериментировать" с идеями, а также верить в их преобразующую силу, нередко упуская из виду возможное "сопротивление материала" – социальной и культурной среды. Влияние гуманитарной интеллигенции на общество не стоит недооценивать. Идеи Ж.Ж. Руссо и К. Маркса оказали на ход исторического развития не меньшее воздействие, чем овладение энергией атома. 
   Гуманитарная интеллигенция может быть и "охранительной" – выступать в качестве защитника традиций и устоев, существующего социального порядка. В этом качестве она всегда востребована властью, нуждающейся, как мы отмечали выше, в идейном обосновании своего господства и сохранении "status quo". "Интеллектуальные поединки" представителей критической и охранительной гуманитарной интеллигенции сыграли большую роль в истории культуры Европы и России эпохи Нового времени.   
   Подводя итог, можно сказать, что функцией научной интеллигенции является производство и использование идей в прикладном, утилитарном аспекте, а функция гуманитарной интеллигенции – быть "самосознанием" общества, в котором она существует, вырабатывать общие духовные ориентиры в условиях мировоззренческой и нормативной неопределенности. 
   Специфической группой интеллигенции является интеллигенция художественная, сфера деятельности которой - искусство. Отношение к этой группе исторически изменчиво. Художники ценились не всегда. Восхищение прекрасными творениями искусства вовсе не обязательно подразумевало почтение к их создателям. Художник вполне мог быть рабом, ремесленником или находится "на содержании" у представителей аристократии. Художественное творчество было осознанно как ценность, а художник получил особый статус лишь в эпоху европейского Возрождения. Но и в более позднее время отношение к художникам в обществе оставалось неоднозначным. Еще Чезаре Ломброзо рассматривал гениальность как вид помешательства, а так называемое "массовое сознание" и сегодня ожидает от художника тех или иных проявлений девиантности, порожденных "творческими исканиями", "творческим кризисом" и т.д. 
   Воздействие произведения искусства на сознание, а также эмоциональную сферу человека огромно. Удачно найденный художником образ может влиять на индивидуальное и массовое сознание не меньше, чем слово. Причем это влияние не обязательно "сиюминутно". Выдающиеся произведения искусства сохраняют своё воздействие на протяжении десятилетий и даже столетий. В сфере художественного творчества нередко возникают эмоционально насыщенные идеи и образы, способные изменить сложившиеся в обществе стереотипы мышления и поведения. Такая привычная для современных европейских и ориентированных на Европу культур ценность, как романтическая любовь, в буквальном смысле была придумана средневековыми странствующими певцами и поэтами, воспевавшими любовь доблестного рыцаря к Прекрасной Даме. Этот идеал распространился среди аристократии, а гораздо позже – среди других социальных слоев (во многом благодаря литературе). Для гуманистической духовной революции эпохи Возрождения художники сделали не меньше, если не больше, чем философы. Во всяком случае, массовое сознание помнит Возрождение именно как эпоху Леонардо да Винчи, а не Пико делла Мирандолы. 
   Распространение СМИ превратило "творцов образов" в едва ли не самую влиятельную в культурном отношении группу современного общества. Герои произведений массовой культуры выступают сегодня для миллионов людей в качестве образцов для подражания, выразителей подавленных желаний, эмоций и страхов. Но при этом сама логика функционирования массовой культуры превратила художественное творчество в стандартизированный производственный процесс. На смену "художнику – творцу" пришел "профессионал", вооруженный знанием социальной и индивидуальной психологии и новейшими технологиями, целенаправленно создающий "художественный продукт" с заданными свойствами, предназначенный для массового сбыта. "Художественная интеллигенция", видящая смысл своего существования в служении прекрасному, имеет сегодня гораздо меньше влияния на массовое сознание, чем создатели телевизионных сериалов.