феномен интеллигенции

   Одним из первых исследователей феномена

интеллигенции

и ее роли в обществе был К. Мангейм. Сущностью интеллигенции, по мнению Мангейма, является ее "специфическое отношение к культуре". Для

интеллигенции

в любую эпоху большее значение имеет её "жизнь в культуре" как смысловой реальности, нежели жизнь в сфере непосредственных прагматических интересов и потребностей. Этим обусловлена свобода интеллигенции, ее более широкий, чем у других социальных слоев, кругозор. Именно благодаря своей свободе от непосредственных жизненных проблем интеллигенция может заниматься культурным творчеством. 
   Для Мангейма бытие интеллигента в качестве "культурного человека", само возникновение этой специфической социальной группы, обусловлено несколькими "разделениями" или "различениями".
 1. Разделением физического и умственного труда, которое стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития, социальной дифференциации. Следует отметить, что умственный труд часто считался более почетным, чем физический, но такая оценка не универсальна. 
 2. Различение между "свободными профессиями" и "оплачиваемыми профессиональными занятиями". Свободные профессии (слово "профессия" не совсем точно передает суть явления, возможно, более точным было бы слово "занятия") подразумевают художественную или интеллектуальную деятельность – ради самой этой деятельности, а не ради материального вознаграждения. Понятно, что заниматься "свободными профессиями" может тот, кто имеет средства к существованию. Профессиональные занятия, в чем бы они не заключались, подразумевают вознаграждение за труд. Не во всех обществах это различие отчетливо выделяется. Там, где оно существует, "свободные профессии" показатель престижа, высокого статуса, которым обладают те, кто ими занимается.
 3. Различение между "образованными" и "необразованными" людьми. "Образованность" сама по себе придает определенный вес суждениям. Человек, претендующий на то, чтобы "учить" и "наставлять" других, должен быть более компетентен, чем они. Образованность воспринимается как необходимая предпосылка авторитетности суждений лишь в тех обществах, где появляется сам феномен образования и осознается его ценность. 
   Следует отметить, что массовость, общедоступность образования в современном обществе, утрата "ореола избранности" образованными людьми, во многом обесценивает значение образованности как предпосылки авторитетности суждений. 
   Влияние и статус интеллигенции, также как и её численность неодинаковы в разных обществах и разные эпохи. Функции интеллигенции также обусловлены социальным контекстом. Массовость и влиятельность интеллигенции – характерная черта современного общества, поэтому мы сосредоточимся именно на описании специфики и социальных функций интеллигенции современной. 
   Какие факторы привели к формированию массового слоя интеллигенции и росту её культурного влияния? В первую очередь, следует отметить значение секуляризации общества. Утрата религией доминирующего положения в культуре привела к образованию "смыслового вакуума", заполнить который должны были новые "творцы смыслов и ценностей". Другим фактором стало развитие науки и образования, связанное с индустриализацией и её социальноэкономическими последствиями. Ученые и специалисты-профессионалы с высшим образованием становятся всё более многочисленной и влиятельной группой общества. Наконец, следует отметить возникновение СМИ и массовой культуры, начало истории которых восходит к изобретению печатного станка. Среди современных творцов идей и мнений популярные писатели, журналисты и публицисты занимают важное место. Интеллигенция, сложившаяся в результате действия названных факторов неоднородна и включает разные группы. В частности, можно выделить ученых и, условно говоря, "мастеров слова".
   Ученые создают новое знание, что позволяет увеличивать технологические возможности человека, улучшать материальные условия существования. Интеллектуальное воздействие этой группы на другие группы и общество в целом не прямое, а опосредованное. Технические новации, новые лекарства могут иметь огромные последствия для общества, но уже в качестве материальных артефактов. "Идеи" же, стоящие за этими артефактами, большинству людей неизвестны и непонятны. Сложность и недоступность специализированного научного знания и реальное могущество, которое оно дает, нередко вызывает у рядового обывателя чуть ли не суеверный страх перед наукой. Массовое сознание приписывает ученым сверхъестественные возможности, что находит воплощение в распространенных в массовой культуре сюжетах о "помешанных гениях-злодеях" или, напротив, "хороших гениях", спасающих цивилизацию от неминуемой гибели силой своего интеллекта. Следует отметить, что некоторые открытия революционного характера способны оказать непосредственное и глубокое воздействие на культуру эпохи. Примерами могут служить теория эволюции Ч. Дарвина и теория относительности А. Эйнштейна, имевшие не только практическое, но и мировоззренческое значение. 
   Идеи и мнения, продуцируемые публицистами, писателями и журналистами (к этой же группе следует отнести ученых, если они пропагандируют свои идеи за пределами научного сообщества) - напрямую воздействуют на мнения людей, формируют эти мнения. При этом последствия распространения новых идей часто не менее значимы, чем последствия научных открытий и технических изобретений. Данную группу интеллигенции следует назвать гуманитарной интеллигенцией, в то время как первую, научной.
   Роль, функции и происхождение двух этих групп современной интеллигенции различны. Гуманитарная интеллигенция исторически возникла раньше научной. К её представителям мы можем отнести Вольтера и Д. Дидро, В.Белинского и Н.Чернышевского, а также множество подобных исторических персонажей, занимавшихся литературным творчеством и публицистикой. Научная интеллигенция (имеется в виду именно социальный слой, а не отдельные одиночки-энтузиасты) сформировалась в результате превращения науки в "производительную силу" общества, и произошло это лишь в XIX – начале ХХ вв.