Социальные движения

    Э. Гидденс определяет

социальное движение

как "коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов".

Социальные движения

являются одним из наиболее значимых факторов культурных и социальных изменений. Именно социальные движения нередко способствуют крушению старых идей и ценностей и основанного на них социального порядка, пытаясь создать нечто принципиально новое, утвердить новый взгляд на мир. Социальные движения исключительно разнообразны, различаясь и целями, и степенью влияния, и способом действия. Нас, однако, будут интересовать не все социальные движения, а лишь те из них, которые несут на себе печать культурного творчества. Поэтому такие социальные движения, как движения борцов за мир или улучшение условий труда, не будут служить предметом рас- смотрения. 
    Существуют различные типологии социальных движений. Герберт Блумер, предлагал, например, выделять общие, специфические, экспрессивные, смешанные социальные движения, а также движения сопротивления. Все эти движения имеют в качестве составляющей культурное творчество. 
   Общие социальные движения основываются на "глубоких изменениях ценностей", которые Блумер называет "культурными течениями". Появление "культурных течений" означает переворот в привычных формах мышления людей. Причиной этого переворота является возникшее несоответствие между образом мысли и образом жизни. Социальная нестабильность порождает социальное беспокойство, недовольство существующими условиями жизни, неуверенность в будущем, желание позитивных изменений и создает почву для восприимчивости к новым идеям. Воздействие общего социального движения и проявляется, главным образом, в распространении новых идей. Новые идеи возникают и распространяются тогда, когда привычные представления перестают удовлетворять людей. Формы социальной активности общих движений обычно отличаются низкой организованностью, распыленностью усилий и нечеткой постановкой целей. Они подразумевают распространение новых идей посредством литературы или публицистики, образование неформальных "групп интересующихся", появление лидеров, которые не столько управляют людьми, сколько служат образцами для подражания и источниками новых идей. 
   Общие движения служат базой для возникновения специфических движений, которые создают устойчивые организационные формы, вырабатывают "стратегию действий" и четко ставят цели. Специфические движения порождают лидеров-руководителей, организующих коллективные усилия. Успех специфического социального движения зависит, по мнению Блумера, от пяти одинаково необходимых факторов: 1) агитации; 2) развития "корпоративного духа"; 3) развития морали; 4) формирования идеологии; 5) развития рабочей тактики. 
   Агитация предполагает деятельность, связанную с "обращением в веру" потенциальных сторонников. Развитие "корпоративного духа" – формирование чувства единства членов движения, "Мы-идентичности". "Развитие морали" подразумевает выработку собственного морального кодекса, базирующегося на убежденности в "праведности" целей движения, во имя которой можно идти на жертвы. "Развитие рабочей тактики" – поиск эффективных способов вербовки сторонников, распространения идей движения и, в конечной перспективе, достижения поставленной цели. Остановимся подробнее на "факторе идеологии", поскольку именно идеология содержит "новые идеи", которые движение хочет воплотить в жизнь. Блумер пишет: Идеология движения состоит из определенного свода учения, верований и мифов. Точнее, она … имеет следующие компоненты: во-первых, формулировка назначения, цели и предпосылок движения; во-вторых, свод суждений, содержащих критику существующей системы и приговор этой системе, которую движение подвергает нападкам и стремится изменить; в-третьих, оборонительное учение, которое служит в качестве оправдания движения и его целей; в-четвертых, свод убеждений, касающихся политики, тактики и практической деятельности движения; в-пятых, мифы движения. 
   ...идеология обладает двойственным характером. С одной стороны, многое в ней имеет научный и наукообразный характер. Это та форма, которая развивается интеллектуалами движения. ...Она вырастает обычно в ответ на критику со стороны интеллектуалов, стоящих вне движения, и стремится завоевать своим догмам респектабельность и удобную позицию для обороны в этом мире высшей учености и высших интеллектуальных ценностей. Идеология…имеет и другой популярный характер. В этом облике она стремится взывать к необразованным и к массам. В своем популярном обличье идеология принимает формы эмоциональных символов, стереотипов, гладких и наглядных фраз и простонародных аргументов… 
   Идеология движения может пониматься как то, что обеспечивает движению собственную философию и психологию. Она дает набор ценностей, убеждений, критических суждений, критических суждений, аргументов и оборонительных приемов. … она снабжает движение направлением, оправданием, оружием нападения, оружием защиты, воодушевлением и надеждой. Чтобы быть эффективной в этих отношениях, идеология должна обладать респектабельностью и престижем – чертами, сообщаемыми ей в первую очередь интеллигенцией движения. Однако важнее этого – необходимость для идеологии отвечать на страдания, желания и надежды людей.